Изготовление глухих переплётов оконной рамы.
Способы разметки и выпиловки деталей глухого переплёта оконной рамы.
Срезание древесины в стыке проушины и шипа под углом после отбора фальцев.
Подготовка и сборка простого переплёта оконной рамы.
Способ зажима в ваймах оконного переплёта с закреплением стыков нагелями.
Узлы сборки глухих решётчатых оконных переплётов.
Подробнее - в разделах сайта (с выдвижным меню при нажатии вверху↑ слева← для смартфонов) или в "Поиске" на каждой странице сайта ДОМСВОЙСТРОЙ.
ВНИМАНИЕ! Для увеличения формата рисунка - наведи на него курсор.
Раздел 8-7.
Простой переплёт оконной рамы - это глухой переплёт, рассчитанный на 3 стекла.
Выполняют его из шести прямоугольных брусков одинакового сечения. Средние бруски и горбыльки должны быть тоньше, но в данном примере показаны бруски одного сечения.
1.1. Способы разметки и выпиловки деталей глухого переплёта оконной рамы.
Глухие переплёты оконной рамы из прямоугольных деревянных брусков состоят: из верхнего, нижнего, 2-х боковых брусков и 2-х горбыльков (горизонтальных и вертикальных), которые делят переплёт на отдельные части.
Прежде всего, заготавливают 2 длинных бруска и 4 коротких бруска нужных размеров.
На брусках размечают риски для углового соединения рамы (под шипы и проушины) и торцевых соединений (под шипы и гнёзда), а также размечают фальцы (под остекление), которые должны быть нужной ширины и высоты, в зависимости от габаритов окна.
Способы разметки и выпиловки деталей глухого переплёта оконной рамы показаны на рис.1.
Способы разметки и выпиловки деталей глухого переплёта оконной рамы.
А, Б, В- узлы переплёта: 1- бруски обвязки; 2- горбыльки; 3- фальцы; 4- проушины; 5-гнёзда; 6- шипы; 7- запиловка шипов; 8- то же проушин; 9- спиливание щёчки у шипа: 10- разметка рисок гребёнкой.
Бруски с рисками (для вертикально устанавливаемой оконной рамы) закрепляют в верстаке в вертикальном положении и пилой-мелкозубкой делают запиловку: на торцах коротких брусков - шипов, а затем на торцах длинных брусках - проушин.
В торцевых узлах А и В глухого переплёта рамы бруски соединяют шипом в гнездо. В угловом узле Б рамы бруски соединяют шипами в проушинах.
1.1.1. Особые требования к шиповым соединеиям оконной рамы.
ВНИМАНИЕ! Незначительный перекос шипа или проушины портит весь переплёт. Шип, выполненный толще ширины гнезда или отверстия проушины, приводит к раскалыванию бруска.
А шип, выполненный меньше гнезда или проушины, создаёт слабое соединение.
К точности выполнения шиповых соединений предъявляются строгие требования: во время отпиливания шипов линия распила должна идти с наружной их стороны, а у проушин - с внутренней.
Угловые соединения брусков, шипы и проушины должны быть выполнены точно, без доп. подчистки стамеской.
Чистота распила зависит от пилы, которая должна быть острой, с мелкими, одинаково расположенными зубьями.
Запилив шипы и проушины, приступают к дальнейшей их обработке. У шиповых деталей спиливают щёчки и выдалбливают древесину в шипах, проушинах и гнёздах.
Долбят древесину точно по рискам и обязательно с 2-х сторон с последующей подрезкой и зачисткой отдельных шероховатостей.
1.2. Срезание древесины в стыке проушины и шипа под углом после отбора фальцев.
Для сборки угловых стыков переплёта оконной рамы в местах проушин и шипов выступающую часть бруска срезают стамеской «на ус» под углом 45°.
Для этого острую стамеску фаской наружу приставляют к риске под указанным углом и наносят по ней удар киянкой. Таким способом получают одинаковый стык шиповых и проушенных деталей, чтобы бруски и горбыльки плотно примыкали друг к другу.
Срезание древесины в стыке проушины и шипа под углом после отбора фальцев показано на рис.2.
Срезание древесины в стыке проушины и шипа под углом после отбора фальцев.
1- долбление древесины в шипах; 2- долбление древесины в проушинах; 3- отборка фальца в бруске с проушинами; 4- то же в бруске с шипами; 5- срезание в шипах выступающей части бруска; 6- срезание древесины «на ус» под углом 45°.
После отбора фальцев ширина шипов и проушин на брусках переплёта остаётся разной, что усложняет их сборку или соединение и требует срезки с щёчек излишков древесины.
Поэтому для облегчения работы шипы и проушины лучше сделать одинаковой ширины, спилив выступающие части бруска.
1.3. Подготовка и сборка простого переплёта оконной рамы.
Подготовив все бруски, приступают к сборке переплёта вначале насухо.
Чтобы шипы легче входили в проушины и не закалывались, на них снимают стамеской небольшие фаски.
Шипы, входящие в проушины туго, с небольшим усилием подчищают стамеской. Гнёзда в брусках делают равными ширине и толщине шипа.
Верхний, средний и нижний узлы переплёта показаны на рис.3.
В нижнем бруске показан паз, который выбирают глубиной до 10 мм на одном уровне с шипом. В этом пазу крепят брусок отлива. Верхний узел показан с обратной стороны, чтобы лучше были видны фальцы.
Подготовка и сборка простого переплёта оконной рамы показаны на рис.3.
Подготовка и сборка простого переплёта оконной рамы.
А, Б, В- узлы переплёта: 1- шипы; 2- фаски; 3- проушины; 4- фальцы; 5- гнёзда; 6- паз для отлива; 7- проверка переплёта на прямоугольность угольниками и рейкой по диагоналям (показано пунктиром); 8- порядок сборки переплёта на клею (показан цифрами 8/1…8/6).
На рисунке видно, что фальцы делают шириной, равной 1-ой или 2-м толщинам шипа.
В этом случае фальцы проходят по кромке шипа, что облегчает соединение деталей и не требует доп. выпиливания и подрезки.
Неплотности бывают также в местах примыкания щёчек шиповой детали к проушине, потому что заплечики не всегда имеют ровную линию запила.
Поэтому к ним приставляют угольник и стамеской срезают часть древесины с подкосом внутрь.
1.4. Способ зажима в ваймах оконного переплёта с закреплением стыков нагелями.
У собранного насухо переплёта обязательно проверяют точность примыкания деталей и прямоугольность - угольником в углах и рейкой по диагонали.
Если переплёт обладает необходимой точностью и плотностью в узлах соединений, то доп. его подгоняют так, чтобы он был прямоугольным и не имел перекосов.
Проверяя точность пригонки деталей, обращают внимание на то, чтобы фальцы переплёта были строго на одном уровне или в одной плоскости, при этом стекло должно ложиться плотно на фальцы.
Проверив переплёт, метят все его детали, разбирают и приступают к склеиванию в следующей последовательности. Сначала собирают бруски 8/3, 8/4, 8/5, вставляют их в брусок 8/1, затем вставляют брусок 8/2 и на них надевают брусок обвязки.
Способ зажима в ваймах оконного переплёта с закреплением стыков нагелями показано на рис.4.
Способ зажима в ваймах оконного переплёта с закреплением стыков нагелями.
1- оконный переплёт; 2- ваймы; 3- клинья зажима; 4- сверление отверстий под нагели; 5- вставка нагелей; 6- срезание шипов стамеской.
Шипы и проушины последовательно по ходу сборки намазывают горячим клеем.
Собрав переплёт, его кладут в ваймы, проверяют угольником и рейкой на прямоугольность и сжимают клиньями в узлах до плотного примыкания друг к другу.
Затем в углах оконного переплёта, зажатого в ваймы, сверлят отверстия 10…12 мм, берут нагели, окунают их в клей, вставляют в отверстие и забивают молотком.
Поставив нагели, вынимают переплёт из вайм, ставят на 2…3 суток для просушки и после этого зачищают переплёт, срубая стамеской выступающие шипы и нагели.
Затем пристругивают все бруски и проверяют переплёт на перекос. Небольшой перекос исправляют пристрожкой.