Высота дымовых труб. Ветрозащитные устройства для труб. Проверка дымоходов.
Высота дымовых труб над крышей дома в зависимости от ската кровли.
Пример ветрозащитных оголовков для дымовых кирпичных труб в зоне ветрового подпора.
Пример ветрозащитного флюгера для дымовых труб.
Примеры ветрозащитных дефлекторов для дымовых труб.
Проверка технического состояния дымовых каналов.
Подробнее - в разделах сайта (с выдвижным меню при нажатии вверху↑ слева← для смартфонов) или в "Поиске" на каждой странице сайта ДОМСВОЙСТРОЙ.
ВНИМАНИЕ! Для увеличения формата рисунка - наведи на него курсор.
Раздел 4-8.
1. Высота дымовых труб.
Высота дымовых труб должна обеспечивать достаточное поступление свежего воздуха в топку очага и свободное отведение продуктов сгорания, рассчитанная по количеству этажей и высоте здания.
Высоту дымовой трубы часто определяет уже сама высота здания, однако эффективная высота дымовых труб не может быть менее 5 м при использовании твёрдого и жидкого видов топлива.
1.1. Высота дымовых труб над крышей дома в зависимости от ската кровли.
Необходимо возводить трубу такой высоты, чтобы её эффективная тяга могла перекрыть потребности топки поддувала, а также потери на сопротивление потоку подсоса свежего воздуха в топку даже при самых неблагоприятных погодных условиях.
Эффективную высоту трубы можно определить расчётом вертикальной разности отметок плоскости колосников в печи и верхнего обреза трубы над крышей и по тяге, возникающей из-за разности в плотностях холодного и горячего потоков.
Наименьшая высота дымовой трубы над крышей дома для печей на твёрдом топливе для скатных крыш показана на рис.1.
Наименьшая высота труб над крышей дома для печей на твёрдом топливе.
1- дымовая труба; 2- печь; 3- колосниковая решётка; 4- прочистка.
Для отопительных печей на жидком топливе наиболее эффективной является труба с гладкой внутренней поверхностью и теплоизолированными стенками.
В случае применения отопительных печей на жидком топливе высоту трубы измеряют от отметки горелки.
При газовом отоплении, если в дымоходе имеется 1 колено (изгиб дымохода), высота трубы должна быть не менее 2 м, если 2 колена, - не менее 3 м, считая от нижней плоскости тягопрерывателя.
Если имеется много колен, то между тягопрерывателем и первым коленом расстояние (по вертикали) должно быть не менее 3D.
Высоту дымовых труб, считая от колосниковой решётки до устья, следует принимать не менее 5 м.
В бесчердачных зданиях при условии обеспечения устойчивой тяги высота дымовых каналов может быть принята менее 5 м.
Высоту дымовых труб, размещаемых на расстоянии, равном или большем высоты сплошной конструкции, выступающей над кровлей, следует принимать (рис.2):
- не менее 500 мм - над плоской кровлей;
- не менее 500 мм - над коньком кровли или парапетом при расположении трубы на расстоянии до 1,5 м от конька или парапета;
- не ниже конька кровли или парапета - при расположении дымовой трубы на расстоянии от 1,5 до 3 м от конька или парапета;
- не ниже линии, проведенной от конька вниз под углом 10° к горизонту, - при расположении дымовой трубы от конька на расстоянии более 3 м.
Дымовые трубы следует выводить выше крыш более высоких зданий, пристроенных к зданию с печным отоплением.
Высота дымовых труб (дымовых каналов) над крышей здания устанавливается в зависимости от расстояния их от конька по горизонтали.
Высота дымовых труб над крышей дома в зависимости от ската кровли показана на рис.2.
Высота дымовых труб над крышей дома в зависимости от ската кровли.
1- дымовая труба; 2- воротник трубы; 3- фартук оголовка трубы; 4- скат крыши.
В месте вывода ствола дымовой трубы над крышей на трубном стояке выкладывают напуск кирпича (рис.2 поз.2), препятствующий проникновению осадков на чердак через зазор между трубой и кровлей. Стальной лист кровли подводят под напуск трубы и загибают кверху.
Наружная поверхность дымовой трубы, расположенной выше кровли, должна быть оштукатурена цементно-песчанным раствором толщиной 20…30 мм (в целях пожарной безопасности), а в пределах чердака - тёплым цементно-известковым раствором.
В пределах чердака наружные стенки дымоходов должны быть побелены (так проще определить утечку дыма в щелях кладки трубы для ремонта и в целях пожарной безопасности).
НЕ ДОПУСКАЕТСЯ отвод дыма в вентиляционные каналы и установка вентиляционных решёток на дымовых каналах.
В зданиях с печным отоплением НЕ ДОПУСКАЕТСЯ устройство вытяжной вентиляции с искусственным побуждением, не компенсированной притоком с искусственным побуждением.
2. Ветрозащитные устройства для труб.
Часто возникает дымление печи от задувания устья трубы сильным ветром.
Для снижения воздействия ветра, способного нарушить тягу в дымоходе, кроме боковых каналов в дымовой трубе (с противоположной напору ветра стороны), в оголовках дымовых труб устанавливают специальные приспособления – флюгеры и дефлекторы.
2.1. Пример ветрозащитных оголовков для дымовых кирпичных труб в зоне ветрового подпора.
Дымовые каналы НЕ ДОЛЖНЫ находиться в зоне ветрового подпора.
Вывод дымовых каналов из зоны ветрового подпора на большую высоту производится наращиванием только при наличии теплового расчёта дымохода, подтверждающего целесообразность наращивания.
Устья кирпичных дымовых труб в зоне ветрового подпора следует защищать на высоту 0,2 м.
Для этого устье кирпичной трубы со стороны ветрового напора закрывают кирпичной кладкой, с устройством боковых каналов в трубе с противоположной напору ветра стороны и перекрытием дымовой трубы от атмосферных осадков по варианту-"З".
Пример ветрозащитных оголовков для дымовых кирпичных труб в зоне ветрового подпора показаны на рис.3-1.
Пример ветрозащитных оголовков для дымовых кирпичных труб в зоне ветрового подпора.
Вариант-"З" по устройству защиты устьев кирпичных дымовых труб в зоне ветрового подпора, где каналы дымохода выведены в боковые окна дымовой трубы.
Толщина кладки стенок дымовой трубы обычно выполняется в 1/2 кирпича (120 мм).
Более тонкие стенки трубы быстро нагреваются и быстро остывают, что приводит к образованию конденсата, который со временем пропитывает печную кладку насквозь, она становиться сырой, тяга снижается, а кладка быстро разрушается.
Сильное охлаждение продуктов сгорания в тонкостенной трубе также ухудшает тягу трубы, что снижает эффективность горения топлива и приводит к его перерасходу.
Требования к дымоходу трубы в зоне ветрового подпора показаны на рис.3.
Требования к дымоходу трубы в зоне ветрового подпора.
1- оголовок дымовой трубы; 2- кровельная сталь фартука оголовка; 3- дымовая труба; 4- напуск кладки трубы; 5- кровля дома с трубой; 6- крыша соседнего дома.
Первым признаком того, что тяга мала, является закопчённость топки и дымохода, а также чёрный цвет дыма, выходящего из трубы. Пламя в топке в таком случае имеет тёмно-красный цвет.
Поэтому целесообразно разжигать печь сухим, быстро и хорошо горящим топливом (бумагой и щепками поверх дров), чтобы производство тепла было быстрым и достаточным для прогрева воздуха в дымоходе, что будет способствовать и поступлению в топку необходимого для горения богатого кислородом воздуха.
2.2. Пример ветрозащитного флюгера для дымовых труб.
Флюгер представляет собой подвижный прибор, изменяющий своё положение таким образом, что закрывая со стороны ветровой нагрузки выходное отверстие трубы, он в то же время оставляет другую сторону дымовой трубы открытой и свободной для выхода газов.
Пример ветрозащитного флюгера для дымовых труб показан на рис.4(вариант-А).
Пример ветрозащитного флюгера для дымовых труб.
Вариант-А флюгер:
1- полуцилиндр; 2-коническая крышка; 3- полотно; 4- ось; 5-подпятник.
На рис.4 (вариант-А) показана одна из конструкций флюгера, состоящего из стального полуцилиндра (рис.4-А поз.1), накрытого сверху конической крышкой (рис.4-А поз.2) с полотном флюгера (рис.4-А поз.3).
Полуцилиндр (рис.4-А поз.1) скреплён со свободно вращающейся осью (рис.4-А поз.4), опирающейся на подпятник (рис.4-А поз.5).
Под воздействием ветра полотно поворачивает полуцилиндр выпуклой стороной в сторону ветра, предупреждая задувание его в выходное отверстие.
В то же время ветер, скользя вдоль наружных стенок полуцилиндра, подсасывает газы из трубы.
Существует много других конструкций флюгеров, однако всем им присущ главный недостаток, заключающийся в том, что все их вращающиеся части быстро выходят из строя из-за коррозии металла и засорения пазов вращения.
В зимнее время на металлических частях флюгеров образуется конденсат, который замерзает в местах вращения и исключает тем самым работу флюгера.
Всё это делает флюгеры малопригодными для использования в суровых климатических условиях.
2.3. Примеры ветрозащитных дефлекторов для дымовых труб.
В качестве ветрозащитных устройств обычно применяют дефлекторы, действие которых также основано на явлении подсоса газов из дымоходных труб с помощью ветра, направление которого изменяется дефлекторами в сторону, благоприятную для движения газов по дымоходам.
Один из наиболее распространённых дефлекторов показан на рис.4 (вариант-Б). Он состоит из двух стаканов - нижнего цилиндрического (рис.4-Б поз.1) и верхнего расширенного книзу (рис.4-Б поз.2), соединённых между собой способом насадки. Над верхним стаканом прикреплена крышка (рис.4-Б поз.3).
Примеры ветрозащитных дефлекторов для дымовых труб показаны на рис.4 (Вариант-Б, вариант-В и вариант-Г).
Примеры ветрозащитных дефлекторов для дымовых труб.
Вариант-Б: дефлектор конструкции Вольперта:
1- нижний стакан; 2- верхний стакан; 3- крышка;
Вариант-В: дефлектор конструкции Григоровича:
1- верхний стакан; 2- крышка;
Вариант-Г: крепление дефлектора в кладке трубы.
На верхней части каждого стакана имеются кольцевые отбои, предназначенные для изменения направления движения ветра (отключают его от вертикального направления).
Поверхности дефлектора расположены таким образом, что при любом направлении ветер не только не препятствует выходу газов из дымохода, но даже помогает ему, подсасывая их через верхнее или нижнее кольцевое пространство, как показано стрелками на рис.4 (вариант-Б):
- При действии ветра сверху вниз газы подсасываются через нижнее кольцевое отверстие.
- При обратном направлении ветра - через верхнее кольцевое пространство.
- Наконец при горизонтальном направлении ветра газы подсасываются ветром через оба отверстия.
Дефлектор действует менее эффективно при движении ветра снизу вверх так как он отражается от крышки дефлектора в сторону, обратную движению газов (этот недостаток в той или иной мере присущ вообще всем дефлекторам).
Для устранения этого недостатка крышку дефлектора рис.4 (вариант-В) выполняют из двух конусов, соединённых между собой основаниями.
Такая форма улучшает действие дефлектора.
Дефлекторы и флюгеры изготавливают обычно из стали и чугуна. Предпочтительней стальные изделия как более лёгкие.
Однако учитывая неблагоприятные условия эксплуатации этих устройств - переменная влажность и температуру окружающего воздуха и повышенную опасность коррозии, - весьма желательно использовать для их изготовления качественную котельную сталь (или близкую её по свойствам) достаточной толщины.
Крепление дефлекторов обычно круглого сечения к квадратным иди прямоугольным дымоходам выполняется переходными патрубками, а на дымоходах большого сечения к дефлекторам приклёпывают специальные ножки из полосовой стали, которые прочно заделывают непосредственно в кладку трубы рис.4 (вариант-Г).
Для удобства заделки ножек в кладку нижняя их часть устроена в виде самостоятельного таганчика, скреплённого с ножками дефлектора болтами с гайками. Кольца служат для скрепления ножек в общий таганчик.
Переход от квадратной формы трубы к круглому сечению дефлектора выполняется за счёт постепенного напуска кладки.
Следует заметить, что флюгеры и дефлекторы можно применять для печей, работающих на твёрдом топливе.
При сжигании газов их устанавливать НЕЛЬЗЯ, так как на них конденсируются водяные пары.
Это может вызвать образование наледей.
Для газифицированных печей на оголовках круглых труб устанавливают зонты упрощенной конструкции.