Ремонт и содержание автодорог. Учёт состояния и паспортизация автодорог.
Эффективность ремонта и содержания автодорог.
Классификация и состав работ по ремонту и содержанию автодорог.
Межремонтные сроки службы дорожных одежд и покрытий.
Учёт состояния покрытия дорог и паспортизация автодорог.
Подробнее - в разделах сайта (с выдвижным меню при нажатии вверху↑ слева← для смартфонов) или в "Поиске" на каждой странице сайта ДОМСВОЙСТРОЙ.
ВНИМАНИЕ! Для увеличения формата рисунка - наведи на него курсор.
Раздел 17-7.
1. Ремонт и содержание автодорог.
Автомобильная дорога- это комплекс сложных и дорогостоящих инженерных сооружений, без которых не может работать автотранспорт, перевозящий около 80% грузов страны.
Транспортная сеть влияет на размещение производственных сил, освоение новых районов и природных богатств, способствует повышению эффективного использования местных ресурсов и сельскохозяйственных угодий.
1.1. Эффективность ремонта и содержания автодорог.
Чтобы народное хозяйство работало в нормальных условиях, необходимо иметь 500…600 км автомобильной дороги на 1 тыс. км² территории.
Источники финансирования затрат на капитальный, средний и текущий ремонт и содержание автодорог и дорожных покрытий:
- из госбюджета- на дороги общегосударственного и республиканского значений;
- из госбюджета и средств предприятий и хозяйственных организаций, привлекаемых к участию в дорожных работах- на дороги областного (краевого, автономно-республиканского) и местного значений.
Эффективность ремонта и содержания автодорог.
От сложности дорожной сети и её качества зависит эффективность использования автотранспорта и безопасность дорожного движения.
Затраты по текущему ремонту и содержанию дорог осуществляются с расчётных счетов дорожных организаций в пределах лимитов, выделяемых в планах финансирования работ, утверждённых вышестоящими организациями.
1.2. Классификация и состав работ по ремонту и содержанию автодорог.
К содержанию дорог относят работы по поддержанию дорог в чистоте и порядке. Однако в каждый период года содержание имеет свои особенности, в первую очередь обусловленные воздействием природных факторов на дорогу в данный период.
Классификация работ по ремонту и содержанию дорог в зависимости от характера, размеров и периодичности выполнения включает 4 дополняющих друг друга комплекса мероприятий:
- содержание дороги;
- текущий ремонт;
- средний ремонт;
- капитальный ремонт.
К текущему ремонту относят работы, выполняемые в порядке предупреждения и неотложного устранения мелких деформаций и повреждений дорог и их сооружений (откосов, переходов, мостов и др.).
К среднему ремонту относят периодически выполняемые работы по возмещению изношенного покрытия и улучшению его эксплуатационных качеств- коэффициентов скольжения и ровности в соответствии с непрерывно растущими составом и интенсивностью движения. Средний ремонт производят в соответствии с данными ведомостей дефектов, а технически сложные работы- по отдельным проектам.
К капитальному ремонту относят периодически выполняемые работы по замене изношенных элементов дороги, повышению её транспортно-эксплуатационных характеристик и, в частности, увеличению прочности дорожной одежды и сооружений в пределах норм, установленных для данной категории дороги, в соответствии с требованиями непрерывно растущего движения.
Составы основных работ по отдельным видам содержания и ремонта, главным образом, дорожных одежд приведёны в табл.1.
Таблица 1. Классификация и состав основных работ по ремонту и содержанию автодорог.
п /п | Клас-сифи-кация работ | Покрытие | Состав основных работ |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Содер-жание доро-ги | 1. Все виды покрытий. | 1. Очистка от пыли, грязи, снега и льда, уборка катунов и обеспы-ливание водой. |
2 | 2. Щебёночные и гравийные покрытия. | 2. Наметание высевок (мелкого гравия), обработанных (или необрабо-танных) битумными и дёгтевыми материалами. | |
3 | 3. Грунтовые и гравийные покрытия, тракторные пути. | 3. Утюжка. | |
4 | 4. Устранение гололедицы и скользкости покрытия | 4. Посыпка песком, противогололёдными материалами и др. | |
5 | 5. Обеспечение проезда на пучинистых и слабых участках | 5. Закрытие и заделка воздушных воронок, содержание объездов, проведение внеоче-редных и аварийных работ, связанных с пучинистыми участками | |
6 | 6. Разметка проезжей части | 6. Нанесение направля-ющих линий. | |
7 | Теку-щий ре-монт доро-ги | 1. Все типы дорожных одежд и покрытий | 1. Заделка ям, трещин, выбоин, колеи (ямочный ремонт, ямочно-колейный ремонт, ремонт картами), устранения просадок, исправление кромок, бордюров; выравни-вание профилей грунтовых и гравийных дорог. |
8 | 2. Щебёночные и гравийные покрытия | 2. Россыпь высевок и мелкого гравия, включая обработанные битумными и дёгтевыми материалами | |
9 | Сред-ний ре-монт доро-ги | 1. Цементо-бетонное покрытие | 1. Замена пришедших в негодность плит, выравни-вание плит, исправление швов; укладка в отдельных местах протяжён-ностью до 200 м выравни-вающего асфальтобе-тонного слоя |
10 | 2. Асфальто-бетонное покрытие | 2. Укладка отдельными участками верхнего слоя асфальто-бетона и поверх-ностная обработка | |
11 | 3. Щебёночные (гравийные) покрытия, обработанные органи-ческими вяжущими | 3. Одиночная или двойная поверх-ностная обработка | |
12 | 4. Щебёночные (гравийные) покрытия | 4. Выравни-вание профиля (ремонтная профили-ровка) с добавлением щебня (гравия), одиночная или двойная поверхно-стная обработка | |
13 | 5. Булыжные мостовые | 5. Устройство поверх-ностной обработки, перемощение отдельных участков | |
14 | 6. Грунтовые дороги | 6. Выравни-вание профиля (ремонтная профилировка) с россыпью укрепляющих добавок до 300 м² на 1 км | |
15 | Капи-таль-ный ремонт | 1. Цементо-бетонные покрытия | 1. Строитель-ство асфальто-бетонного или цементо-бетонного покрытия; уширение дорожной одежды |
16 | 2. Асфальто-бетонные покрытия | 2. Замена и усиление верхнего и нижнего слоёв асфальтобетона; в необходимых случаях с перестройкой и усилением основания на пучинистых и слабых участках; уширение дорожной одежды | |
17 | 3. Щебёночные (гравийные) покрытия из материала, обрабо-танного вяжущим | 3. Укладка нового или утолщение верхнего слоя покрытия из материала, обрабо-танного битумом или дёгтем, с перестройкой или усилением основания; укладка асфальто-бетона на одежду, исполь-зуемую в качестве основания. | |
18 | 4. Щебёночные (гравийные) покрытия | 4. Утолщение одежды щебнем (гравием), обрабо-танным битумом или дёгтем, с пере-стройкой или усилением основания, уширение, утолщение и пере-стройка одежды с поверх-ностной обработкой покрытия или без неё | |
19 | 5. Улучшенные гравийные дороги | 5. Россыпь укрепляющих добавок, гравия, дресвы, ракуше-чника, топочных и метал-лургиче-ских шлаков с обработкой верхнего слоя вяжущим; строительство основания и покрытия из грунта, обрабо-танного различными вяжущими | |
20 | 6. Грунтовые дороги | 6. Полное восстано-вление профиля, профили-рование с устройством твёрдых покрытий на трудно-проезжа-юших участках (низины, крутые уклоны, населённые пункты) с россыпью укрепляющих добавок (до 500 м² на 1 км. |
Продолжительность срока службы дорожного покрытия между капитальными ремонтами зависит от коэффициента прочности одежды, который определяется исходя из неизбежного снижения в процессе эксплуатации дороги:
- в связи с повышением грузоподъёмности автомобилей,
- увеличением интенсивности движения,
- воздействием природных факторов, ухудшающих состояние проезжей части.
Капитальный ремонт дорог становится неизбежным.
Состояние дорог, при котором назначение капитального ремонта становится неизбежным.
Для назначения капитального ремонта критерием служит также состояние, при котором прочность дорожной одежды настолько мала, что становится невозможным или неэкономичным поддерживать эксплуатационные качества на требуемом уровне только текущими и средними ремонтами.
1.3. Межремонтные сроки службы дорожных одежд и покрытий.
Срок службы дорожного покрытия между средними ремонтами определяется расчётами исходя из интенсивности движения и неравномерности износа (истирания) покрытия и ухудшения его ровности под действием колёс транспортных средств.
Опыт службы дорожных одежд с различными типами покрытий и технико-экономические расчёты показали, что потребность в капитальном ремонте возникает, когда коэффициент прочности дорожной одежды снижается до критических значений.
Значения коэффициента запаса прочности дорожной одежды, при которых требуется капитальный ремонт показаны в табл.2.
Таблица 2. Значения коэффициента запаса прочности дорожной одежды, при которых требуется капитальный ремонт.
п /п | Ка-те-го-рия до-роги | Материал покрытия | Коэф-фици-ент запа-са проч-ности оде-жды к концу меж-ремон-тного срока |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | I, II | Асфальтобетон I марки | 1,00 |
2 | Асфальтобетон II марки | 0,94 | |
3 | III | Асфальтобетон III марки, дёгтебетон, каменные материалы, обработанные вязким битумом, битумной эмульсией и цементом | 0,90 |
4 | Каменные материалы, обработанные вязким битумом по способу полупропитки | 0,85 | |
5 | Каменные материалы, обработанные органическим вяжущим способом смешения на дороге, щебёночные и гравийные покрытия с поверхностной обработкой | 0,80 | |
6 | IV | Покрытия из щебня прочных пород, устраиваемые по способу заклинки; покрытия из малопрочных каменных материалов, укреплённых вяжущими; покрытия из гравия прочных пород | 0,60 |
7 | V | Щебёночно- гравийно-песчаные смеси, малопрочные каменные материалы, шлаки; грунты, укреплённые местными малоактивными веществами; то же, улучшенные местными материалами. | 0,60 |
Потеря шероховатости покрытия, зависит главным образом от состава и интенсивности движения по дороге, способности каменного материала, образующего шероховатую поверхность, противостоять шлифующему действию шин.
Применяемые в настоящее время материалы обеспечивают срок службы шероховатой поверхности покрытий на дорогах I-III категорий 2…3 года в зависимости от интенсивности движения.
Межремонтные сроки службы дорожных одежд и покрытий показаны в табл.3.
Таблица 3. Межремонтные сроки службы дорожных одежд и покрытий.
п /п | Дорож-ная одеж-да и покры-тие | Ка-те-го-рия до-ро-ги | На-чаль-ная при-ве-дён-ная к рас-чёт-но-му ав-то-моби-лю ин-тен-сив-ность дви-же-ния, авто/ сутки | Сроки между ремонтом, годы, в зависимости от ежегодного роста интенсивности движения равном | |||||
1,05 | 1,10 | 1,15 | |||||||
капи-таль-ным | сред-ним | капи-таль-ным | сред-ним | капи-таль-ным | сред-ним | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
А | Дорож-ные одежды капи-таль-ного типа | * | * | * | * | * | * | ||
1 | Це-менто-бетон | I, II | 1000 | 25 | 12 | 23 | 11 | 20 | 10 |
2 | 3000 | 23 | 11 | 20 | 10 | 18 | 9 | ||
3 | 5000 | 20 | 10 | 18 | 9 | 16 | 8 | ||
4 | Ас-фальто-бетон I марки | I, II | 1000 | 16 | 8 | 12 | 6 | 10 | 5 |
5 | 3000 | 14 | 6 | 10 | 5 | 8 | 4 | ||
6 | 5000 | 12 | 4 | 9 | 4 | 7 | 3 | ||
7 | Ас-фальто-бетон II марки | III | 500 | 17 | 9 | 13 | 7 | 10 | 4 |
8 | 750 | 15 | 7 | 11 | 6 | 9 | 3 | ||
9 | 1500 | 13 | 5 | 9 | 5 | 8 | 2 | ||
Б | Дорож-ные одежды облегчён-ного типа | * | * | * | * | * | * | ||
10 | Ас-фальто-бетон III марки | III | 500 | 15 | 8 | 11 | 6 | 9 | 4 |
11 | 750 | 13 | 6 | 9 | 5 | 7 | 3 | ||
12 | 1500 | 10 | 5 | 7 | 4 | 6 | 2 | ||
13 | Дёгте-бетон | III | 500 | 13 | 7 | 10 | 5 | 8 | 4 |
14 | 750 | 11 | 6 | 8 | 4 | 6 | 3 | ||
15 | 150 | 8 | 5 | 6 | 3 | 5 | 2 | ||
16 | Дёгте-бетон | III | 100 | 13 | 7 | 10 | 5 | 8 | 4 |
17 | 500 | 11 | 6 | 8 | 1 | 6 | 3 | ||
18 | 750 | 8 | 5 | 6 | 3 | 5 | 2 | ||
Примечание: Региональные и отраслевые нормы межремонтных сроков службы нежёстких дорожных одежд и покрытий, ВСН 4-88 Минавтодор РФ Москва, ЦБНТИ Минавтодора РФ, 1988г. |
На дорогах с капитальными и облегчёнными одеждами сроки между ремонтами в зависимости от интенсивности движения на полосе в первый год после строительства, капитального или среднего ремонта составляют:
- при интенсивности движения до 1500 авто/сутки- 8 лет;
- при интенсивности движения 1500…2500 авто/сутки- 6 лет;
- при интенсивности движения 2500…4500 авто/сутки- 4 года;
- при интенсивности движения 4500…6500 авто/сутки- 3 года;
- при интенсивности движения 6500 авто/сутки- 2 года.
Работоспособность дороги (главным образом дорожной одежды) - основной технико-экономический показатель, характеризующий полезную работу за время её службы.
Полной работоспособностью дороги (дорожной одежды) называют количество тонн брутто груза или тонно-километров (тн/км), пропущенных за период от сдачи дороги в эксплуатацию до среднего ремонта или между средними ремонтами.
Вывод -
И давайте будем смотреть не "на устаревшие" СНиПы (как любят сейчас говорить те, кто с ними реже всего работает), а на сами сроки исполнения ремонта:
- Сколько лет назад выполнялся капитальный ремонт данной дороги?
- Сколько денег выделено на капремонт дорог по графику интенсивности её использования?
- Сколько денег освоено местной властью на капремонт дорог по графику капремонта?
А уже затем будем проверять качество работ- почему через 2 года требуется для данного участка дороги не ямочный ремонт, а снова капитальный?
Давайте скажем прямо- деньги, сроки и капремонт дорог- есть исполнение графиков? И только потом ямочный ремонт.
Если в местных бюджетах будут отсутствовать графики исполнения ремонта дорог с выделением средств- тогда и спросить не с кого. А это и есть сама яма на дорогах.