Подбор типа дорожного покрытия. Грунтовые дороги и из сборных плит.
Вид покрытия внутриплощадочных дорог и площадок на незастроенных и сельскохозяйственных территориях.
Подбор конструкции дорожных одежд с щебёночно-гравийным (нежёстким) покрытием.
Подбор конструкции дорожных одежд с асфальтовым (нежёстким) покрытием.
Подбор конструкции дорожных одежд с цементно-бетонным (жёстким) покрытием.
Грунтовые профилированные дороги на обычных грунтах для проезда к строящемуся дому.
Устройство автодороги с покрытием из дорожных плит.
Сборные дорожные плиты и их оборачиваемость при эксплуатации.
Подробнее - в разделах сайта (с выдвижным меню при нажатии вверху↑ слева← для смартфонов) или в "Поиске" на каждой странице сайта ДОМСВОЙСТРОЙ.
ВНИМАНИЕ! Для увеличения формата рисунка - наведи на него курсор.
Раздел 17-5.
1. Подбор типа дорожного покрытия.
Дорожная конструкция должна быть не только прочной и надёжной в эксплуатации, но экономичной и менее материальной.
Существуют варианты переходного (временного), облегчённого и капитального типа дорожного покрытия (дорожной одежды).
- Временный или переходный тип покрытия автодорог - нежёсткое покрытие из щёбёночных или гравийных смесей.
- Облегчённый тип - нежёсткое покрытие:
- из одно- или 2-хслойного асфальтобетона;
- щебёночных или гравийных смесей, обработанных жидким битумом.
- Капитальный тип- жёсткое покрытие из однослойного монолитного цементобетона.
1.1. Вид покрытия внутриплощадочных дорог и площадок на незастроенных и сельскохозяйственных территориях.
Эффективность дрожной одежды определяется наименьшими капитальными затратами.
Вид покрытия внутриплощадочных дорог и площадок на незастроенных и сельскохозяйственных территориях принимается в зависимости от вида механических нагрузок от автотранспорта и постоянного воздействия окружающей среды по табл.1.
Таблица 1. Воздействия на дорожное покрытие.
п /п | Наиме-нование покрытия дороги или площадки | Воздействия на покрытие | Пыле-отделе-ние, труд-ность очи-стки от гря-зи | ||||
Движе-ние авто-моби-лей | Движе-ние транс-порта на гусе- ничном ходу | Постоянное воздействие на площадках | |||||
Орга-ниче-ские раст-вори-тели (бен-зин) | Мине- раль-ные масла | Веще-ства жи-вот-ного прои-схо-жде-ния (на-воз) | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | Щебёно-чное или гравийное | Допус-кается | Не допу-скается | Боль-шая | |||
2 | Щебёно-чное с пропиткой битумом | Сред-няя | |||||
3 | Асфальто-бетонное | Реко-мен-дует-ся | Не допускается | Рекомен-дуется | |||
4 | Цементо-бетонное | Рекомендуется | Ма-лая |
Капитальные затраты на строительство автодорог учитывают проектный срок службы дорожной одежды до капитального ремонта:
- для марок Щ-1…Щ-2 срок службы- 6 лет;
- для марок ЩБ-1…ЩБ-4 срок службы- 15 лет;
- для марок А-1…А-5 срок службы- 20 лет;
- для марок Ц-1…Ц-2 срок службы- 27 лет.
1.2. Подбор конструкции дорожных одежд с щебёночно-гравийным (нежёстким) покрытием.
Схема (по варианту табл.2 поз.1) конструкции дорожной одежды (облегчённой) с щебёночно-гравийным (нежёстким) покрытием показана на рис.1.
Схема дорожной одежды с щебёночно-гравийным покрытием.
I- щебёночные или гравийные смеси, обработанные жидким битумом; II- щебёночные или гравийные смеси; III- песок средней крупности по ГОСТ 8736-77*; 1- двойная поверхностная обработка, только для ЩБ-1; Етр.- нагрузки от транспорта; Егр.- упругость грунтового основания.
Подбор конструкции дорожных одежд с щебёночно-гравийным (нежёстким) покрытием (рис.1) выполняют по табл.2.
Таблица 2. Толщина слоёв дорожных одежд с щебёночно-гравийным (нежёстким) покрытием.
п/п | Етр, МПа | Марка покрытия | Толщина слоёв в зависимости от их расположения в конструкции и модулей упругости | Расчёт-ный модуль упру-гости грунта Егр, МПа | |||||
Покрытие | Основание | ||||||||
I-слой покрытия | II- верхний слой | III- нижний слой | |||||||
h (см) | En, МПа | h (см) | En, МПа | h (см) | En, МПа | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1 | 179 | ЩБ-1 | 18 | 300 | 20 | 200 | 22 | 120 | 49 |
2 | 150 | ЩБ-2 | 20 | - | 35 | ||||
3 | 125 | ЩБ-3 | 15 | - | 25 | ||||
4 | 100 | ЩБ-4 | 15 | - | 10 | ||||
5 | 100 | Щ-1 | 20 | 200 | - | - | - | - | |
6 | 75 | Щ-2 | 16 | - | - |
1.3. Подбор конструкции дорожных одежд с асфальтовым (нежёстким) покрытием.
Схема (по варианту табл.1 поз.3) конструкции дорожной одежды (тип покрытия- облегчённый) с асфальтовым (нежёстким) покрытием показана на рис.2.
Схема дорожной одежды с асфальтовым покрытием.
I-1. Плотный асфальтобетон типа Б, В и Д, марки II…III на битуме:
- марки БНД 130/200 с En=1500 МПа (по ГОСТ 22245-76*);
- марки БНД 200/300 с En=1200 МПа (по ГОСТ 22245-76*);
- марки СГ 130/200 с En=900 МПа (по ГОСТ 11955-82).
I-2. Пористый асфальтобетон типа Б, В и Д, марки II…III на битуме:
- марки БНД 200/300 с En=950 МПа (по ГОСТ 22245-76*)
II. Щебень фракционный 1…3 кл. прочности, уложенный по способу заклинки.
IiI. Песок средней крупности En=120 МПа (по ГОСТ 8736-77*).
Подбор конструкции дорожных одежд с асфальтовым (нежёстким) покрытием (рис.2) выполняют по табл.3.
Таблица 3. Толщина слоёв дорожных одежд с асфальтовым (нежёстким) покрытием.
п /п | Етр, МПа | Мар-ка по-кры-тия | Толщина слоёв в зависимости от их расположения в конструкции и модулей упругости | Рас-чёт-ный мо-дуль упру-гости гру-нта Егр, МПа | |||||||
Покрытие | Основание | ||||||||||
(I-1) Верхний слой | (I-2) Нижний слой | (II)Верхний слой | (III) Нижний слой | ||||||||
h (см) | En, МПа | h (см) | En, МПа | h (см) | En, МПа | h (см) | En, МПа | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
1 | 200 | А-1 | 4 | 1500 | 5 | 950 | 24 | 400 | 29 | 120 | 49 |
2 | 175 | А-2 | 4 | 5 | 18 | 25 | |||||
3 | 150 | А-3 | 5 | 1200 | - | 15 | 18 | ||||
4 | 125 | А-4 | 5 | 900 | - | 15 | 18 | ||||
5 | 100 …75 | А-5 | 5 | - | 15 | - |
Крупность щебня следует принимать:
- для покрытия- фракции 10…20 мм;
- для основания- фракции 20…40 мм.
Асфальтобетонные смеси (ГОСТ 9128-84) укладывают в покрытие (дорожную одежду) в тёплом состоянии.
1.4. Подбор конструкции дорожных одежд с цементно-бетонным (жёстким) покрытием.
Схема (по варианту табл.1 поз.4) конструкции дорожной одежды с цементо-бетонным (нежёстким) покрытием показана на рис.3.
Схема конструкции дорожной одежды с цементо- бетонным покрытием.
I- монолитный цементо-бетон марки М-300 (ГОСТ 8424-72**); II- песок мелкий (кроме одноразмерных), лёгкая супесь, укреплённый цементом I-II кл. прочности- 8%.
Таблица 4. Толщина слоёв дорожных одежд с цементно-бетонным (жёстким) покрытием.
п/п | Нормативная нагрузка, передаваемая дорожной одежде колесом автомобиля Р1 ТС (кН) | Марка покрытия | I- Покрытие | |
Толщина плиты | Длина плиты между швами сжатия | |||
h (см) | L, м | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | 5,0 (50) | Ц-1 | 18 | 4,5 |
2 | 4,0 (40) | Ц-2 | 16 | |
3 | 3,0 (30) | Ц-3 | 14 | |
4 | 2,0 (20) | Ц-4 | 12 |
2. Грунтовые дороги.
Выбор того или иного типа дороги зависит от интенсивности движения, типа и массы машин, несущей способности грунта и гидрогеологических условий и определяется экономическим расчётом.
Конструкции временных автодорог в зависимости от конкретных условий могут быть следующих типов:
- дороги естественные грунтовые профилированные;
- дороги грунтовые, улучшенной конструкции;
- дороги с твёрдым покрытием;
- дороги из сборных ж/бетонных дорожных плит.
2.1. Грунтовые профилированные дороги на обычных грунтах для проезда к строящемуся дому.
Грунтовые профилированные дороги устраивают при небольшой интенсивности движения (до 3 автомашин в 1 час в одном направлении) в благоприятных и гидрогеологических условиях.
Применяют такие дороги для небольших рассредоточенных объектов в сельском и гражданском строительстве.
При различных рельефах местности земляное полотно дороги устраивают различным образом. Когда дорога пролегает по хорошим грунтам, не по низким местам, полотно приподнимают над местностью только настолько, насколько это необходимо, чтобы обеспечить стекание с него воды.
Схема устройства грунтового полотна на упругих грунтах для проезда к строящемуся дому от существующих дорог и проездов показана на рис.4.
Грунтовые профилированные дороги на обычных грунтах для проезда к строящемуся дому.
Схема устройства грунтового полотна на упругих грунтах для проезда к строящемуся дому от существующих дорог и проездов.
Боковые канавы (кюветы) роют только чтобы принять воду с полотна и отвести её в какое-нибудь пониженное место, несколько осушить полотно и получить из канав грунт для устройства подъёма полотна посредине.
Профилирование проезжей части выполняют для отвода воды при осадках и таянии снега. Поперечный уклон 40…60% выполняют при помощи автогрейдера.
Грунтовые дороги могут быть построены в самые короткие сроки и с наименьшей стоимостью. Прочность таких дорог зависит от состава грунта- соотношения песчано-гравийной и глинистой частей.
Грунтовые дороги, испытывающие большие нагрузки или находящиеся в менее благоприятных условиях, укрепляют гравием, шлаком, щебнем и т.п.
Отсыпку гравия или других добавок производят с устройством или без устройства корыта 1…2 слоями с последующим уплотнением катком.
3. Дороги из сборных бетонных плит.
Дорожное покрытие временных дорог может быть облегченным (например, гравийное, щебёночное).
К более совершенным и часто применяемым следует отнести временное покрытие из сборных ж/бетонных плит.
Усовершенствованное покрытие делают только для постоянных дорог шириной 3,5 м и более (по проекту), с минимальным радиусом закругления дорожного полотна до 10 м.
3.1. Устройство автодороги с покрытием из дорожных плит.
Наибольший преодолеваемый угол подъёма постоянных дорог- 14 до 26%.
Построечные временные дороги под установленную нагрузку 12 тн на ось обычно выполняют из сборных ж/бетонных дорожных плит.
Ширину проезжей части транзитных дорог принимают с учётом размеров дорожных ж/бетонных плит:
- для 1-полосных (рис.5 поз.1)- 3,5 м;
- для 2-хполосных (рис.5 поз.2) с уширениями для стоянки машин при разгрузке- 6 м;
- при использовании тяжёлых машин грузоподъёмностью 25…30 т и более- ширина проезжей части принимается - до 8 м.
Устройство автодороги с покрытием из дорожных железобетонных плит показано на рис.5.
Схема устройства автодороги с покрытием из дорожных плит.
1- однопутная колейная дорога из сборных ж/бетонных плит; 2- то же 2-хпутная; 3- схема укладки покрытия из сборных ж/б плит; I-IV порядок укладки ж/б плит; 4- схема автодороги с кюветами; В…В4- размеры элементов автодороги; 5- дорожная ребристая ж/б плита.
Полоса отвода автомобильной дороги (рис.5 поз.в) состоит иэ проезжей части (В2), расположенной на земляном полотне дороги, кюветов (рис.5 поз.В4) для отвода воды и обрезов.
Ширина полосы подъездных дорог I категории- 33 м, III категории- 19 м.
Радиусы кривых в плане составляют от 15 до 60 м.
Уклоны продольного профиля подъездных дорог от 5 до 8%, а внутрипостроечных до 9%.
В случае необходимости, ширина постоянных дорог увеличивается инвентарными дорожными плитами. Плиты укладывают на песчаную постель. Толщина слоя песка зависит от группы грунтов земляного полотна и степени увлажнения и назначается порядка 10…25 см (см.рис.3).
Необходимо обеспечить местный водоотвод поверхностной воды от временных дорог путём создания уклонов при профилировании земляного полотна и устройства лотков.